АРМЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ - Ковроделие в Нагорном Карабахе

Ковроделие в Нагорном Карабахе

Ковроделие в Нагорном Карабахе

Испокон веков ковры являлись органичной частью истории и быта Арцаха, национальным ремеслом. Ковер считался символом благоденствия семейного очага. О ковроделии в Нагорном Карабахе в своем очерке рассказал писатель Ашот Бегларян.

В Карабахе ковры ткали на всём протяжении истории, и не только в специализированных мастерских и школах, но и в домах, – рассказывает учредитель Музея ковров в городе Шуши Вардан Асцатрян. – В обязательном порядке в деревнях существовали школы ковроделия». Действующий уже шестой год в Шуши Музей ковров имеет два здания. В сентябре 2011 года был открыт Музей-фонд. Помещение предоставила группа меценатов во главе с Алеком Багдасаряном из США. Здесь собираются все экземпляры арцахских ковров, а также старинные предметы традиционных ремёсел. Они изучаются, получают экспертную оценку, реставрируются в случае необходимости, после чего экспонируются. А в августе 2012 года меценатом из Москвы Каро Саргсяном Музею ковра был безвозмездно предоставлен первый этаж здания Центра искусств Шуши. «Идею открыть Музей ковров я вынашивал давно, особенно с учетом того, что в советские годы многие карабахские ковры были вывезены, – рассказывает Вардан Асцатрян. – Почему выбрали Шуши? Шуши на всём протяжении истории была столицей и культурным центром Нагорного Карабаха, и, исходя из этого, я решил открыть музей именно здесь».

Сегодня музей насчитывает около 250 ковров, сотканных в XVII – XX веках. В основном это традиционные арцахские ковры. «В периоды отсутствия армянской государственности регулирующую роль в масштабах всей нации брала на себя Армянская Церковь, которая заботилась не только о воспитании поколений в христианском духе, но и о сохранении, развитии культурного наследия, образования, – говорит Асцатрян. – Не случайно культурное наследие в основном хранилось в церквах, изучалось архимандритами (вардапетами-хранителями). Церковь определяла тематическую и орнаментальную направленность изготовления ковров, а также хранила связанные с ковроткачеством технологии». Однако связь между Церковью и искусством ковроделия оборвалась во время геноцида армян, когда помимо унесённых многочисленных человеческих жизней было разграблено армянское культурное наследие. Ещё одной из главных целей создания в Арцахе Музея ковра является пресечение циничной политики Баку по присвоению армянской, в частности, карабахской культуры. Ни для кого не секрет, что Азербайджан давно уже обогащает своё наследие армянскими, впрочем, как и персидскими, и турецкими, коврами, культурными ценностями коренных народов Южного Кавказа. «Благодаря своим коврам Карабах известен во всем мире. Арцахские ковры выставлены в музеях России, Европы, Америки, однако их представляют под общим названием – кавказские ковры. Одной из главных целей создания нашего музея является доказательство того, что это – армянские, карабахские ковры, – объясняет Вардан Асцатрян. – Армяне всегда с уважением относились и относятся к культуре других народов, и им не было нужды присваивать чужую культуру, тем более азербайджанскую. Мы считали, что нет необходимости всё время говорить об идентичности армянских ковров, это и так понятно. Однако этим воспользовались наши соседи, они присвоили часть нашей культуры.

В частности, зарегистрировали наши национальные ковры в ЮНЕСКО как свою собственность. Все это вредит в первую очередь азербайджанскому народу – присвоение чужой культуры ни к чему хорошему не приведёт, потому что нельзя воспитывать народ на обмане». Особо интенсивно разграбление культурного наследия Нагорного Карабаха происходило в начале 20 века, когда этот армянский край был включён в состав Азербайджанской ССР помимо воли народа, нелегитимным с точки зрения международного права решением большевистского партийного органа. Впрочем, фальшивки азербайджанского культагитпропа постепенно разоблачаются. Так, издающийся в Лондоне специализированный журнал «Хали» (HALI), который ранее никогда не упоминал об армянских коврах, не- давно опубликовал материал о «ковре 17 века, находящемся в Музее ковров города Шуши Нагорно-Карабахской Республики», подчеркнув при этом, что такие ковры неправомерно относят к азербайджанским. Во весь цикл производства ковров была вовлечена большая часть населения края, начиная с получения шерсти, нити, их окраски натуральными красителями и заканчивая реализацией готовых ковров. Ковроделие было серьезной статьей дохода для карабахских семей. Ковры заказывали и вывозили из Арцаха с давних времен. По некоторым данным, в 18- 19 веках из Карабаха было вывезено несколько сот тысяч экземпляров ковров для продажи в разных странах. Основными заказчиками были европейцы и русские. Но и в Персии, славящейся своими коврами, работы армянских мастериц очень ценились. Немалое количество карабахских ковров находится в США и Ливане. Учредитель музея коллекционирует ковры с юных лет и прекрасно знает их язык, «читает» знаки, символы, содержащиеся в них. «Одной из важных отличительных черт наших ковров является то, что они отображают божественные и природные явления, – отмечает Вардан Асцатрян. – Тематические рисунки на коврах строго придерживались классических форм, не допускалось выхода из рамок не только в плане орнамента, но и цвета. Каждый орнамент и цветовая гамма имели свое значение». При этом он добавил, что тайны мира и бытия отображались в целостной картине ковра, а не в элементах орнамента. Ценность им придавали и качество использованной нити, и технология окраски, которая позволяла в течение веков сохранять свежесть.

Многие краски получали на месте, некоторые красители завозились из Индии и Персии. Армянские, в частности, карабахские ковры отличаются своеобразием и богатством символов. Интересны также сюжетные композиции ковров. Особый интерес представляют цветущие кресты. В музее экспонированы также экземпляры текинского (Средняя Азия) и афганского ковров и некоторые артефакты русской культуры, в частности, самовары. «Кстати, изображение самовара есть и на карабахских коврах. Культура чаепития была очень развита в Карабахе, во всех семьях имелись самовары. Русская культура, кстати, распространилась и на Персию. Один из самоваров музея изготовлен по русскому образцу, но в Персии», – рассказал Вардан Асцатрян. Сегодня музей в Шуши посещают армяне со всего мира, туристы из различных стран, удостаивая его хороших отзывов.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS